Семь
Se7en
Seven
The Seven Deadly Sins
Производство: США
Жанр: криминальный фильм, драма, мистика, триллер
Тип: полнометражный фильм, 127 мин.
Премьера: 22.09.1995 г.
Режиссёр: Дэвид Финчер
В ролях: Брэд Питт, Кевин Спейси и другие
Рецензия.
И всё же фильм «Семь» действительно, тем более по истечении времени, воспринимается новым словом в своём жанре, давно уже не относимом к числу «низких», и – кажется вполне достойным сопоставления с небезызвестным «Грязным Гарри» /1972/ Дона Сигела, ставшим своеобразной вехой за четверть века до того. Финчер ведёт тонкую художественную игру, нагнетая напряжение, своеобразно и творчески привлекая знакомые изобразительные средства, настоящие штампы («Как они это любят», – иронически бросает Дэвид перед началом штурма квартиры Доу отрядом спецназа), словно напрашиваясь на сравнение с умным и всё просчитавшим, воистину семи пядей во лбу маньяком, уже выбранным псевдонимом подчеркнувшим свою «вездесущность». Но в отличие от других выдающихся триллеров своего времени, «Молчание ягнят» /1991/ Джонатана Демми и «Основной инстинкт» /1992/ Пола Верховена, лента напрочь лишена иронии и хотя бы намёка на «чёрный юмор». Зритель неизбежно заражается чувством морального непокоя, ощущением медленно, но верно движущегося по направлению к пропасти мира в преддверии Страшного суда, догадываясь, что упоминание семи смертных грехов принципиально. Только если новоявленный и словно безликий пророк «вдохновлялся», по предположениям, европейской литературой (в диалогах упоминаются Фома Аквинский, Данте, Чосер, маркиз Де Сад), то в уста Сомерсету сценарист Эндрю Кевин Уолкер и режиссёр не случайно вложили слова Эрнеста Хемингуэя: «… мир – замечательное место, и за него стоит сражаться». Впрочем, во избежание упрёков в по-американски наивном «хэппиэндизме», развязку авторы предпочли на редкость, запредельно мрачную. Однако добро торжествует на более тонком, метафизическом уровне. Сомерсет, наречённый в честь знаменитого писателя У. Сомерсета Моэма (его сочинение «Бремя страстей человеческих» даже стало предметом обсуждения Уильяма с Дэвидом), образ которого проникновенно и интеллигентно воплотил Фриман, сыгравший, как и Питт, одну из лучших своих ролей, в закадровом монологе подчёркивает, что согласен именно со второй частью высказывания «старика Хема».