«Страсти Христовы» (англ. The Passion of the Christ) — фильм американского режиссёра и актёра Мела Гибсона о событиях, непосредственно предшествующих распятию Иисуса Христа.
Жанр
драма
исторический фильм
Режиссёр
Мел Гибсон
В главных
ролях
Джеймс Кэвизел
Майя Моргенштерн
Моника Белуччи
Кинокомпания
20th Century Fox
Страна США
Язык арамейский латинский древнееврейский
Год 2004
Художественные особенности
Фильм наполнен предельно реалистичными сценами, передающими зрителю действительность страданий (страстей) Иисуса Христа. Так же фильм наполнен сценами кровавого насилия. Самые страшные сцены фильма:
Длительная сцена избивания Христа плетью (камера подробно приближается к местам удара, видна кровь, слышен страшный крик и видны страдания Христа)
Полуминутная сцена вбивания гвоздей в тело Христа (медленно показывают как гвозди входят в тело Спасителя).
Само распятие и последние муки Христа (прекрасная игра актёра передаёт с громадной реалистичностью страдания Христа)
Фильм снят по Библии, но присутствует эффект воспоминаний (Христос вспоминает отрывки из его жизни). Есть и различия с Библией:
Дьявол идёт вместе с Христом по крестному пути и стоит на казни (в Библии упоминаний о лукавом нет).
Пётр, отрекаясь от Христа трижды, должен услышать пения петухов, которого в фильме нет.
Фильм начинается с Гефсиманской молитвы, появления дьявола и его диалогом со Спасителем и заканчивается сценой, когда тело Христа снимают с креста. Мел Гибсон старался придерживаться текста Евангелия, но использовал и другие источники, в том числе — неканонические (в частности, в картине показаны сцены из жизни Иисуса с матерью).
Диалоги в фильме идут на арамейском (который считается родным языком Иисуса), латинском и древнееврейском языках. В прокате картина демонстрировалась с субтитрами, но несмотря на это сумма кассовых сборов по всему миру составила феноменальную для такого рода фильмов цифру — более 600 миллионов долларов США. Съёмки проходили в местечке Матера, Италия, а также на студии Чинечитта (Рим). Фильм можно отнести к категории "ограниченного просмотра" из-за обилия сцен насилия.
Фильм номинировался на премию «Оскар» в трёх категориях: лучшая операторская работа, лучшая работа гримёра и лучшая музыка.
Расхождения фильма с текстом Нового Завета
Ряд теологов отмечает, что сюжет Страстей Христовых значительно отличается от евангельского.
В Гефсиманском саду Христа искушает дьявол. Согласно тексту Евангелия от Луки, Иисусу являлся ангел и "укреплял его". (Лк. 22:43)
Царь Ирод Антипа показан в фильме как гомосексуалист. Согласно тексту Евангелия, он им не являлся.
На вопрос Пилата "Что я должен сделать с этим человеком?" отвечает Каиафа. Согласно тексту Евангелий, на этот вопрос отвечала "толпа" (есть также варианты "старшие священники" и "евреи").
Когда Иисус идёт на казнь, его ударяет солдат. В Евангелиях этот эпизод не упомянут.
Когда Иисус идёт на казнь, он трижды падает. В Евангелиях об этом не сказано.
Когда Иисуса прибивают к кресту, солдаты переворачивают крест, в этот момент он левитирует на небольшом расстоянии от земли. В Евангелиях нет упоминаний об этом эпизоде.
Имена преступников, распятых рядом с Иисусом - Дисмас и Гестас - взяты из апокрифического Евангелия от Никодима.
Ворон клюёт в глаз разбойника, смеявшегося над Христом. В Евангелиях об этом не сказано.
Каиафа смотрит на то, как распинают Христа. В Евангелиях об этом не сказано (Неверно, сказано: см. Евангелие от Матфея 27:41 и Евангелие от Марка 15:31).
Дьявол подбивает толпу кричать "Распни его!". В Евангелиях об этом не сказано.
Когда Христа пытают, дьявол держит на руках ребёнка-демона. В Евангелиях об этом не сказано
Факты
В фильме гвозди проходят сквозь ладони, на Туринской плащанице же - сквозь запястья. Гвозди, вбитые в ладони, не могут [1] удержать вес распятого тела.
Во время сцен истязаний актер Джеймс Кэвизел дважды познал, что такое удар хлыста по обнаженной плоти. Если в первый раз этот удар лишь свалил его с ног, то, получив удар во второй раз, Джеймс вывихнул кисть.
Однажды на съемках в беднягу Джеймса ударила молния, однако актер не получил абсолютно никаких увечий. Многие наблюдатели связали это событие с гневом Господа.
Когда стало известно, что фильм будет полностью на латинском и арамейском языках, Мел Гибсон заявил, что хочет убрать и субтитры. Однако позднее, по настоянию прокатчиков, субтитры все же появились. Вообще это был весьма рискованный шаг, ведь многие кинозрители США настолько избалованы, что не переваривают даже дубляж.
В сцене распятия зрители могут наблюдать настоящего Джеймса Кавизеля. Мел Гибсон решил обойтись без компьютерной анимации и воспользовался лишь помощью гримеров.
Кстати, когда Джеймс участвовал в кастинге, он был полностью уверен, что будет сниматься в фильме, посвященному виндсерфингу. Впрочем, узнав, что ему доверили роль Иисуса, не отказался.
Майя Моргенштерн, исполнившая роль матери Иисуса, во время съемок была беременна. Она тщательно скрывала эту новость от всей съемочной группы. В тот момент, когда все выяснилось, заменить актрису уже не представлялось возможным.
В первый же день показа картины во время сцены распятия потеряла сознание 56-летняя Пегги Скотт. Чуть позднее она скончалась в одной из больниц Канзаса.
Картина начинается без традиционных стартовых титров. Всю информацию о создателях можно почерпнуть лишь в финальных титрах.
Сценарий фильма был написан Мелом Гибсоном и Бенедиктом Фицджералдом на основе четырех канонических евангелий: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.
Все герои говорят на тех языках, на которых они говорили бы два тысячелетия назад. Иудеи, включая Христа и апостолов, говорят на арамейском, а римляне — на «вульгарной латыни».
Сцены распятия были сняты в городе Матера на юге Италии, недалеко от того места, где Пьер Паоло Пазолини снимал в 1965 году «Евангелие от Матфея».
Мел Гибсон — католик-традиционалист. Он не согласен с Ватиканом по вопросу языка, на котором должны проводиться богослужения. Гибсон считает, что только на латыни. Единственная дочь Мела Гибсона в 2002 году заявила, что желает стать монахиней.
Гибсон знал, что ему понадобятся лучшие в мире специалисты по гриму, чтобы сделать сцены бичевания и распятия как можно более реалистичными. Для съемок этих эпизодов фильма Джеймса Кэвизела ежедневно гримировали в течение семи часов.
Кэвизелу не пришлось придумывать, как изображать физические мучения — он их действительно испытывал. От многослойного грима его тело покрылось волдырями, и он не мог засыпать. Крест, который Кэвизел нес на Голгофу, не был бутафорским — он весил около 70 килограммов. Хотя съемки проходили зимой, актер был одет только в львиную шкуру. Часто ему становилось так холодно, что он не мог говорить — его замёрзшее лицо приходилось отогревать, чтобы он хоть немного мог шевелить губами.